Параллельно с Южным Возрождением, которое выросло в средние века в Италии, в Нидерландах зарождалось Северное Возрождение. Сначала и на Юге и на Севере художники занимались иконописью. Но в Нидерландах живопись появилась раньше, так как в более холодном климате художники стремились отображать детали, а не идеализировать, то есть обобщать, образ изображаемых персонажей, как было свойственно южанам.

Одним из родоначальников портретной европейской живописи стал Робер Кампен, известный как Флемальский мастер. Самая известная его работа – это триптих “Благовещение Мероде”, которая хранится в музее Метрополитен в Нью-Йорке. В Эрмитаже представлен диптих его кисти “Троица и Мадонна с младенцем”.

Половина диптиха Робера Кампена Троица и Мадонна с младенцем из коллекции Эрмитажа

Вторая половина диптиха Робера Кампена Троица и Мадонна с младенцем из коллекции Эрмитажа

Искусствоведы предполагают, что этот алтарь был предназначен для домашнего пользования. На экспозиции он стоит в открытом виде, а раньше его раскрывали только для молитвы и обязательно закрывали после использования. О том, что этот диптих находился в доме, а не в храме говорит то, что Мадонна изображена в доме обычного бюргера того времени (работу датируют примерно 1430 годом).

В ранней живописи очень часто использовались символы, которые присуще иконописной манере письма.  Так, на первой створке диптиха изображена “Троица”. Сюжет картины полностью иконописный. Мы видим Бога отца, сына и святого духа. Бог Отец  в короне восседает на троне, а на подлокотниках можно рассмотреть символы, которые присущи христианству. Обратите внимание на фигурки, которые находятся по правую и по левую руку от Бога Отца.

Увеличенные фигурки, находящиеся на подлокотниках трона створки "Троица" Робера Кампена

Сверху на подлокотниках расположены фигурки животных. Слева – пеликан, справа – львица. Это не просто животные, в подобных картинах каждая деталь наделена смыслом.

Пеликан символ Христа-искупителя, а также символ церкви. Здесь изображается кормящим своих птенцов собственной плотью. По легенде, когда наступали лютые времена и птенцов было нечем кормить, пеликан разрывал себе грудь и кормил птенцов собственной плотью. Предание о подобном поведении пеликана существовало с незапамятных времен, еще в Древней Греции. Церковь интерпретировала это на свой лад. Сейчас пеликан является логотипом Педагогического Университета имени Герцена и означает милосердие.

Львица, склонившаяся над львятами – символ воскресения. Как и пеликан, этот символ заимствован из широко известного в Средневековье трактата “Физиолог”, где говорится, что львица рождает детенышей мертвыми и только на третий день лев оживляет их своим рыком. Средневековье видело в этом образ временной смерти Христа и Его воскресение на третий день.

Под фигурками животных в нишах подлокотников трона расположены небольшие статуи женщин. Слева – стройная женщина, с короной и неким символом власти. Справа – женщина изогнута, шатается, как пизанская башня, вызывая недоверие. Они символизируют христианскую церковь и иудаизм. Позы, в которых находятся фигурки женщин, показывают, что хоть христианство и родилось из иудаизма, но оно его превзошло во всем.

В этой картине можно отметить один, ставший потом популярным,  прием. Художник пытается убрать стенку между нашей реальностью и действием на картине. Для этого он изображает каменный полукруг, на котором находится трон, стык в стык между нашим реальным и картинным миром. Как будто говоря, что немножко усилия и мы попадем в действие, разворачивающиеся на полотне.

Вторая створка диптиха – “Мадона с младенцем” – еще меньше похожа на икону, чем первая. Необычно само место нахождения Мадонны – обычный бюргерский дом. На картине изображена одновременно и Мадонна, и просто женщина. Дом достаточно детально прописан, что дает нам представление о бытовой жизни того времени. Пол в шахматку, рукомойник, окошко. На окошке – решетка, а само окно – мутноватое, и сквозь него из-за этого нечеткий. Поза Мадонны абсолютно, естественна. Женщина то ли греет руку у огня, чтобы погладить ребенка, то ли оберегает его от пламени. Очень бытовая ситуация.

Роберу Кампену очень хорошо удалась работа с цветом, это вообще отличительная особенность нидерландский мастеров. Очень красивые яркие краски у платья Мадонны. Замечательно прописаны самые сложные оттенки, на ткани белого цвета: полотенце, которое висит на стене, и ткань, которая подложена под ребенка. Ощущение, что мать только недавно распеленала малыша, чтобы он подышал.  Прохладные оттенки на белой ткани, подчеркивают теплое живое тело малыша.

Еще одной интересной особенностью этой работы является то, что две картины, при закрывании алтаря, накладываются друг на друга лицевыми поверхностями. При этом они как бы соединяются невидимыми нам связями. Полукруг у трона как будто бы специально нарисован, чтобы совпадал с контурами платья Мадонны, создавая таким образом единение образов. Продолжая прослеживать сходства, можно обнаружить, что фигурка, которая символизирует христианство, накладывается на рукомойник или чистый бидон с водой, что символизирует очищение, крещение. А фигурка, изображающая иудаизм, – на пламя огня.

Теперь рассмотрим картину другого нидерландского художника, который в названиях своих работ уже вводил слово “портрет“. Перу Дирка Боутса принадлежат: “Портрет молодого человека”, “Мужской портрет” и картина под названием “Христос в терновом венце”, которую язык не повернется назвать иконой.

Портрет "Христос в терновом венце" Дирка Боутса

Лицо Христа очень детализировано, можно даже сказать, слишком. Взгляд сразу падает на красные, наполненные слезами, глаза, из которых крупные слезы капают и скатываются по щекам. Цвета, использованные в картине, подчеркивают ужас и боль происходящего: красные одежды Христа, темно-красный фон. Мы почти ощущаем, как шипы тернового венца врезались под кожу и из-за этих ран по лбу струится кровь. На лбу и в уголках глаз – мимические индивидуальные морщинки, под глазами – мешки усталости. Очень индивидуализированный образ, очень человеческий. На иконах Христа так не изображают.

На картине Маринуса Ван Роймерсвале, представленной в Эрмитаже, изображены уже совсем обычные люди. Работа называется “Сборщики податей”.

Маринус ван Роймерсвале "Сборщики податей", 1490 год

Этот мастер и прославился своими картинами менял, ростовщиков и банкиров, которые в те времена олицетворяли жадность. Посмотрите на лица персонажей, особенно на правого, который с прищуром смотрит на нас из картины: выражение жадности,скупости и пренебрежения. Сборщики податей сидят, считают деньги в достаточно богатых и модных нарядах. На столе только деньги и книга, куда они записывают, надо полагать, финансовые операции, на полке – чеки и долговые записки. Картина датируется 1490 годом.

Черты лица обоих персонажей детальны, очень хорошо читается выражение лица. И, понятное дело, что это никакие не святые, а даже наоборот. В картину входит обычных человек, не всегда красивый, не всегда приятный, не всегда правильный, но…индивидуальный, а не идеализированный.

Во время зарождения живописи межу Нидерландами и материком проходили постоянные жесточайшие войны, это не могло не повлиять на великих художников той эпохи. Ее самыми яркими представителями являются Босхо и Брейгель, но их работы, к сожалению, не представлены в Эрмитаже. Но есть картина не менее талантливого художника Яна Мандейна под названием “Пейзаж с легендой о святом Христофоре”.

"Пейзаж с легендой о святом Христофоре" Яна Мандейна, последователя Босхо

На этой картине все смешалось: кони, люди. Отрезанная голова, люди-нелюди, повещенные и прочие прелести – это реакция на военные события в Нидерландах.

Главный герой, святой Христофор, не в центре картины, но самый большой. По легенде, он был очень большим и сильным человеком и посвятил себя тому, что переносил людей через бурный поток. Однажды он нес малыша, и вес этого малыша оказался настолько огромен, что Святого чуть не пригнуло к земле. Это был Христос, взявший на себя грехи всех людей. Отсюда святой получил свое имя – несущий Христа, Христофор. Правда, по легенде он нес Христа на плечах, а на картине изображена сфера.

Из жития святого Христофора, как оно изложено в Золотой Легенде, мы, как и художники того времени, знаем, что было две попытки его убить. В первый раз сорок лучников стреляли в него, но их стрелы чудесным образом отклонялись от цели, а одна даже полетела в противоположную сторону и попала в глаз гонителю Христофора царю Ликию. Вторая попытка оказалась “успешной”: Христофору была отсечена голова. Вон она – наверху картины…

На картине очень много всяких недочеловеков. Вот, например, плывут в лодке люди с перьям, хвостами и горбами. Точно ведь плывут воевать.

Увеличенный фрагмент картины Яна Мандейна "Пейзаж с легендой о святом Христофоре"

Слева от Христофора какой-то ростовщик в стволе дерева принимает у рыцаря последнюю ценность. Военный лагерь, штурм башни. Полная сумятица и неразбериха. Очень необычная и интересная картина. Ее можно рассматривать часами и находить новые и новые сюжетные линии.

Пейзаж стал выходить на основные роли. И одно из подтверждений этому работа Иоахима Патинира под названием “Пейзаж со сценой отдыха по пути в Египет”. Природу мастер сделал главным компонентом изображения в композициях на религиозные сюжеты, в которых, следуя традиции братьев Ван Эйк, Герарда Давида и Босхо, создавал величественное панорамное пространство. Об увлечении мастера решением чисто пейзажных задач свидетельствует и тот факт, что к написанию фигур он иногда привлекал других художников, в частности Массейса.

"Пейзаж со сценой отдыха по пути в Египет" Иоахима Патинира

На картине изображено святое семейство, которое идет в Египет, и в данный момент остановилось у какого-то города. Иосиф подошел к воротам и договаривается о том, как им пройти в город, а Мария сидит на лужайке и играет с Иисусом.

Очень тонко прописаны деревья, поля с крестьянами, холмистые горы на горизонте. К сожалению, репродукция очень темная, на самом деле в картине гораздо больше света. Она очень сочная и красочная.

Ян ван Хемессен считается предшественником Старшего Брейгеля. Он писал картины больших размеров в классическом стиле на религиозные темы. Одна из такие картин представлена в Эрмитаже “Кающийся Святой Иероним”.

"Кающийся Святой Иероним" Яна ван Хемессена

Святой Иероним – церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии. Почитается как в православной, так и в католической традиции как святой и один из учителей церкви.

Мы сошлись на том, что для Святого Иеронима, который написал часть Библии, персонаж, который изображен на полотне, через чур мускулист. Да и для своего возраста тело у него слишком уж молодое и стройное.

На картине изображен момент из четырехлетней аскетичной жизни Святого Иеронима в Халкидской пустыне. Он изучал еврейский язык и спутниками себе имел, по его собственным словам, «лишь скорпионов и диких зверей».  После чего он смог перевести на латинский язык Ветхий и Новый Заветы Библии.

Ну и на последок работа самого молодого и реалистичного мастера – Лукаса ван Лейдена “Исцеление иерихонского слепца”.

"Исцеление иерихонского слепца" Лукаса ван Лейдена

Эта картина висела в медицинском учреждении того времени, да и вообще у Лукаса очень много картин, изображающих врачей и процесс лечения.

Здесь изображена толпа, наблюдающая за чудом – исцелением слепца Иисусом. Главные действующие лица – в центре, но не очень большие. Такие же, как и все. Справа – толпа недоверяющих, одетых в модные одежды. Они прищуриваются, не верят, сомневаются. Слева – сторонники Христа, которые смотрят на это действо с восхищением. Лежачий мальчик в центре картины на переднем плане смотрит на нас и указывает нам на главных персонажей, он как небольшой лифт в реальность картины. Все остальные персонажи поглощены происходящим на картине.
___________________________________________________

Вся информация, которая представлена в искусствоведческих постах, запомнена, законспектирована и сформирована на основании лекций Светланы Борисовны Эсман, старшего научного сотрудника Государственного музея Эрмитаж. Также Светлана Борисовна является руководителем секции “Вехи. Почти всеобщая история искусства”, которую я посещаю с  октября 2009 года. Это одна из секций в студенческом клубе Эрмитажа. На лекциях запрещена запись на диктофон, поэтому у меня ко всем просьба: при копировании ставьте, пожалуйста, активную ссылку на этот пост и подписывайте, что трактовки произведений искусства принадлежат Светлане Борисовне Эсман. Спасибо за понимание!

Будь другом, расскажи друзьям :)

Комментарии:

1 комментарий к записи “Северное Возрождение: зарождение ранней нидерландской живописи”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.